Узел брамшкотовый. Пошаговая инструкция. Полезные советы

Узкоспециализированный морской узел, получивший широкое применение на флоте. Свое название этот узел получил от специальной корабельной снасти «шкоты», с помощью которой производится управление парусом. В зависимости от типа и предназначения паруса, каждый шкот имеет свои особенности и название.

Он получил свое широкое распространение в XV веке, когда начали появляться новые, прогрессивные на то время, парусные системы. Его функция заключается в фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна.

Применение Шкотового узла

Шкотовый узел довольно практичный, так как он очень просто завязывается и при больших натяжках не портит веревку или трос.

Главной особенностью такого узла есть то, что он эффективный только в случае наличия натяжения на веревке, которая крепится к шкоту, в ином случаен он просто развяжется.

Данный вид узла внешне немного напоминает прямой узел, но на самом деле эти два узла отличаются в способе завязывания. Такой узел отлично подходит для крепления корабельного троса или каната к уже завязанной прочной петле. Он не применяется для троса на синтетической основе, так как в этом случае ходовой конец узла будет просто соскальзывать.

Так же узел активно применяется на кораблях с парусными системами. Его особенностью есть то, что он на самом деле узкоспециализированный и был придуман специально для закрепления шкотов на парусах. В этом и заключается его суть. Такой узел не имеет своей родословной морских узлов, и применяется исключительно по своему прямому предназначению. В других сферах, шкотовый узел, как правило, заменяет прямой или штыковой узлы. Так же в быту вы можете встретить его под названием ткацкий узел.

Узлы стыковочные, для связывания разъединенных канатов

Прямой / рифовый

Прямой соединяет два троса одного диаметра. Недостаток: при намокании и при усиленных натяжениях намертво стягивается. Во избежание чего, в петли вставляют деревянный клин. Прямой двойной соединяет два троса одинакового диаметра, выдерживает высокие нагрузки натяжения. Рифовый закрепляет палубные механизмы, штерты, чехлы для шлюпок, а так же когда нужна надежная, но быстро раздаваемая связка.

Шкотовый и Брамшкотовый узлы

Традиционно применяется для связывания двух концов разной толщины, но на практике годится и для одинаковых по толщину тросов. Не рекомендуется использовать на синтетике. Он хорошо держит при применении нагрузки. Брамшкотовый отличается от шкотового только одним дополнительным витком. Брамшкотовый узел размещен на последней картинке галереи.

Завязывание Шкотового узла

Вяжется он обязательно к уже готовой петле из троса, каната, или цепи. Также его можно привязывать к металлическому кольцу или карабину.

  1. Для начала берем веревку с одним свободным концом;
  2. Протягиваем ее за конец через готовую петлю, оборачивая один раз ее основу;
  3. Теперь протягиваем этот конец снова в петлю, но ниже основы веревки;
  4. Затягиваем конец в отверстие между основой веревки и внутренней части стороны готовой петли;
  5. Затягиваем узел с помощью фиксации свободного конца и натяжении по основе веревки;

Схема, приведенная ниже, поможет разобрать в том, как вязать данный узел:

Нужно учитывать тот факт, что данный тип узла не рекомендуется применять к тросам или веревкам с синтетическим волокном, а также то, что такой узел эффективный исключительно в случае с постоянным (ни в коем случае не переменным) натяжением веревки или троса.

МОРСКИЕ Узлы специального назначения

Булинь

Беседочный узел или булинь называют королевским. Выполняет роль страховочного или спасательного бандажа на теле человека, находящегося на мачте или за бортом; так как представляет собой незатягивающуюся петлю. Двойной беседочный плетется так же как и обычный беседочный, только веревкой, сложенной вдовое.

Стопорный узел восьмерка

Восьмерка стопорит снасти, сложенные в кипе. Свободный (ходовой) конец размещают сверху на закрепленный (коренной), заводят под него и снова наверх, заправляют в петлю, образовавшуюся в начале работы. Стягивается при нагрузке.

Выбленочный узел

Выбленочный им крепят шкоты за предметы с гладкой поверхностью, используют когда нужен стягивающийся узел.

Задвижной штык

Задвижной штык распределяет нагрузку на плечи канатов. Начало плетения: в 2 петли вокруг действующего конца каната. За первым витком делают второй, перекрывая им закрепленный край первого витка. Третий делают с небольшим отступом от первых двух после чего свободный конец пропускают вокруг обвиваемого каната в противоположном направлении так, чтобы третий виток при затягивании сильно зажимался. Рабочие два первых витка, третий их фиксирует. Недостаток задвижного штыка в том, что затягивается при нагрузке каната.

Двойной шкотовый узел

Затмить шкотовый узел сумел только двойной узел. Он наиболее прочен, а вязать и развязывать его практически так же легко.

Двойной узел применяют тогда, когда основным условием считается безопасность: при буксире, при связывании тонкой и весьма толстой веревки, и еще когда трос большего размера очень твердый и из него возможно сделать только прямую петлю.

Вязать его нужно в следующей последовательности:

  1. Нужно сложить открытую петлю толстого троса.
  2. Пропустить веревку маленького размера через петлю веревки потолще со стороны ее ходового окончания.
  3. Обвести маленькую веревку сзади петли толстой, без натяжки. Пропустить тонкую веревку под себя поверх толстой.
  4. Еще раз обвести маленькую веревку позади петли потолще и снова пропустить под себя, рядом с первоначальным проходом.
  5. Выровнять узел, потянув его за основное окончание тонкой веревки, для того чтобы стянуть, при этом придерживая петлю толстой веревки, в итоге маленькая веревка сожмет сама себя. Нужно еще потянуть за ходовой конец веревки, чтобы разровнять оба витка.

Где применяется узел?

Главным образом узел используется для эффективного соединения двух веревок, которые имеют маркированную разницу в диаметрах или жесткости. Основной его целью является создание дополнительной прочности при связывании двух веревок.

Как уже говорилось выше, данный узел зачастую применялся и применяются в наше время на кораблях и парусниках, чтобы закрепить тросы и веревки, а также в такелажных работах. Если быть точнее, то брамшкотовый узел задействован в сфере связывания и соединения парусов, тросов.

Кроме того, его применение можно встретить и в альпинизме, например, для создания дополнительной страховки, когда необходимо заменить тонкую веревку на более толстую и прочную, а также для связывания двух веревок.

Не можем с уверенностью сказать, что он пригодится в рыбалке или охоте напрямую, но почему бы не вспомнить о нем при любых других условиях. Данный узел в любом случае является также туристическим и пригодится вам в ситуации выживания в лесу или на водоеме.

Брамшкотовый узел

Это другое название двойного шкотового узла. Точно так же, как и шкотовый узел, свой термин он обрел от названия снасти – брамшкот, которой растягивают шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при установке брамселей. Брамшкотовый узел практичнее шкотового, так как он не мгновенно развязывается, когда проходит натягивание на веревку. От шкотового узла он различается тем, что петлю обматывают ходовым концом не один, а пару раз, и под конец веревки пропускают тоже 2 раза. В период парусного флота брамшкотовый узел широко использовался при вязании снастей. Этот узел практичен и для связывания канатов различного диаметра. Он отлично удерживает на искусственных тросах одинаковой толщины. Контрольные узлы делать обязательно!

Как вязать Брамшкотовый узел?

  1. Нужно взять 2 троса различного диаметра.
  2. Из самого толстого троса сделать петлю, а свободным концом тонкого обкрутить ее таким образом, как представлено на картинке ниже.
  3. отом узел следует затянуть, расправить и на обоих концах связать страховочные узлы.

Достоинства Брамшкотового узла

  • прочные узлы, просто вязать;
  • под натяжением не стягиваются.

Недостаток – «ползут» при переменном натяжении.

Узлы для связывания лент и веревок


Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.
В первом случае чаще всего применяют:

  • прямой (морской);
  • грейпвайн;
  • шкотовый;
  • ткацкий.

Во втором:

  • встречный;
  • брамшкотовый;
  • академический.

Прямой узел

Прямой узел очень прост в исполнении: оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.

Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.

В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Пошаговая инструкция как завязать прямой узел

Грейпвайн

Узел грейпвайн считается надежным и красивым. Используют его не только для связывания лент и веревок, но и вязания петель для закладок и петель-оттяжек.

Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.

Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.

Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.

Этот узел применяют даже для связывания лески.

Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн

Встречный узел

Встречный узел идеален, если необходимо связать совершенно разные материалы, например, ленту с веревкой, веревку с репшнуром и т.д.

Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.

Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.

Пошаговая инструкция вязания встречного узла

Шкотовый узел

Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.

Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.

Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.

Пошаговая инструкция вязания шкотового узла

Ткацкий узел

Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.

Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.

Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла

Брамшкотовый узел

Брамшкотовый узел бывает одинарный и двойной.

Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.

Рекомендуется завязывать «контрольки».

Академический узел

Академический узел — это родственник прямого узла.

Идеален для связывания веревок разного диаметра.

Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.

Преимущества узла

Сравнивая брамшкотовый узел со шкотовым, можно заметить довольно серьезные различия и лучшие преимущества. Добавление дополнительного поворота вокруг шлага предотвращает смещение веревки. Для максимальной прочности свободные концы веревки должны оказаться наверху на той же стороне брамшкотвого узла.

Обычный шкотовый узел при отсутствии достаточной нагрузки может соскользнуть и ослабнуть, а вот брамшкотовый узел будет прочно держаться благодаря дополнительной петле.

Пошаговая инструкция

Узел брам-шкотовый научиться вязать несложно, нужно внимательно следовать инструкции. Первым делом при обучении возьмите веревки разного цвета, так будет легче отличить ходовой конец от основного. Первую веревку сворачивают в форме капли. Ходовой конец держат в другой руке, направляя его в образовавшуюся петлю.

Дальше вяжут брамшкотовый узел по схеме, продевая ходовой конец в середину петли, обходят основную веревку, заворачивают книзу. Сверху образовалась еще одна петля, куда нужно вдеть конец темной веревки, действуя по направлению указанной стрелки.

Если в данный момент натянуть веревки, то получится шкотовый узел, но нам нужен двойной и более крепкий брамшкотовый узел. Как завязывать его, показано на следующем обучающем фото. По стрелке нужно продеть в петлю ходовой конец еще раз.

Только после этого процесса требуется крепко затянуть концы. Получившийся узел — брам-шкотовый. Его еще называют двойным шкотовым. Для большей безопасности, особенно в альпинизме и скалолазании, нужно завязывать еще и страховочные узлы.

При привязывании веревки от палатки к колышку или дереву не очень задумываются о надежности, так как угрозы для жизни нет, а вот спортсмен, висящий над пропастью на огромной высоте, про безопасность своей жизни думает в первую очередь. Узел не должен ползти при переменных нагрузках, развязываться самопроизвольно и намертво затягиваться. Также важным моментом является быстрота и легкость в применении, а здесь как нельзя лучше показывает себя именно узел брам-шкотовый.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]