Большинство неисправностей спиннинговых катушек, которые возникают в ходе эксплуатации последних, можно устранить самостоятельно. В иных случаях всё же приходится обращаться в мастерскую, где за определенную плату опытные профессионалы отремонтируют любую катушку.
При обоих вариантах владелец сможет не только существенно сэкономить денежные средства, но и продолжить далее использовать полюбившуюся модель, а не покупать новую. Перед обзором распространенных поломок не лишним будет ещё раз напомнить, что эффективность и долговечность любой катушки во многом зависит от регулярного технического обслуживания!
Покупая новую катушку, обращайте внимание на ее производителя, стоит отдать предпочтение катушкам от фирмы Shimano, Daiwa и Ryobi.
Частые неисправности катушек:
- Скрип катушки
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Повреждения бортика шпули
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Подача лески спиралью
- Неравномерное наматывание лески
- Самозатягивание фрикциона
Если вы хотите более подробно разобраться в теме выбора катушек для спиннинга, советуем наш интересный обзор — ссылка.
Скрип катушки
В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны. Как разобрать, почистить и смазать катушку читайте в статье — Обслуживание катушки.
Плановое техническое обслуживание катушки
Перед полным ТО подготовьте все необходимое заранее
Помимо бережного отношения, катушку необходимо обслуживать один-два раза в сезон. Понятие рыболовного сезона довольно растяжимо — от несколько коротких месяцев на севере и круглый год на юге нашей страны, так что ориентируйтесь на вашу “заядлость” — при активной рыбалке ТО понадобится примерно через 3-4 месяца.
Лучшим решением будет отнести катушку на обслуживание мастеру, но если есть желание заняться обслуживанием самому — то вот порядок действий:
- Снимите шпулю и рукоятку, и отложите в сторону. Снимите со штока катушки регулировочные шайбы, трещетку и подшипник, если есть;
- Снимите ротор, отвернув гайку штока и контрящий болт;
- Теперь разберите корпус катушки, сняв накладки если они есть;
- Удалите старую смазку ватной палочкой, смоченной в спирте. Удаляйте только оттуда, куда можете беспрепятственно ей достать — не форсируйте этот процесс и не пытайтесь добиться абсолютной чистоты;
- Нанесите на главную пару густую смазку. Не переусердствуйте — объем смазки не должен быть большим, хватит буквально пары горошин;
- Смажьте все видимые подшипники и обгонную муфту жидкой смазкой;
- Ослабьте винт ролика лесоукладывателя, раскручивать целиком его не нужно. Капните под втулку или подшипник жидкой смазки, и разгоните ее вращением ролика. Аккуратно затяните винт до конца;
- Соберите катушку в обратном порядке, затягивая болты без усилия;
- Разгоните всю смазку вращением рукоятки в разных направлениях. Если вращение происходит плавно, без закусываний и посторонних шумов, то это значит что вы справились!
Если на этапе разборки выяснилось, что старая смазка закоксовалась или затвердела — это означает что придется промывать подшипники перед закладкой новой порции. Если вы не уверены в своих силах, то катушку лучше отнести в сервисный центр для этой процедуры.
Неравномерное наматывание лески
Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.
Эту мелкую погрешность можно легко исправить следующим образом: намотка лески конусом вниз устраняется путём снятия одной шайбы с основного вала катушки, а проблема с направлением конуса лески вверх – наоборот путём добавления ещё одной шайбочки.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.
Некоторые распространенные проблемы и их устранение
В процессе использования рыболовных катушек, в зависимости от их конструктивных особенностей, иногда возникают проблемы, которые вполне можно оперативно устранить:
- Самосрабатывание лесоукладывателя. Во время заброса его дужка скидывается, что может привести к обрыву снасти, а иногда и к повреждению удилища. Обычно для устранения этой проблемы достаточно подтянуть болты, закрепляющие дугу. Если это не помогло, нужно поменять внутреннюю пружину на более упругую.
- Потеря рукоятки. Как ни странно, это бывает очень часто. Чтобы этого не допустить, всегда следите за ее креплением и вовремя подтягивайте крепящую шайбу.
- Неравномерное наматывание шнура (лески) с конусом в одну из сторон. Это мешает правильной работе снасти и уменьшает ее чувствительность. Это часто связанно с шайбами различной толщины, находящимися на валу. Соответственно, если при намотке образуется конус, направленный вниз, то нужно удалить одну шайбу, а если конус направлен вверх, то можно попробовать добавить одну шайбу.
- Леска при забросе сходит спиралью. Скорее всего, сильно загрязнился ролик лесоукладывающего механизма, подшипник не срабатывает, так как нужно и практически перестает вращаться. Для исправления ситуации необходимо разобрать механизм, очистить и смазать все детали.
Также нужно усвоить и всегда помнить, что если в процессе лова вы услышали из корпуса катушки какие либо звуки, нехарактерные для нее, или почувствовали вибрацию, необходимо остановить ее эксплуатацию. Скорее всего, произошло сильное загрязнение внутреннего механизма, что чревато его поломкой. Ее нужно разобрать, очистить и в зависимости от выявленной проблемы, либо заменить детали, либо их просто смазать. Но это нужно делать в подготовленных условиях.
Шум внутри катушки
Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.
Польза и порядок профилактического обслуживания катушки
Чем чаще используется катушка, тем более интенсивно она подвергается нежелательным воздействиям и износу. При выездах на рыбную ловлю, в процессе эксплуатации на ее механизм воздействуют следующие факторы:
- Различные удары по корпусу и рукоятке. Это обычно бывает при транспортировке снастей, при активном вываживании рыбы и т. д.
- Силовое воздействие при зацепах или при вываживании трофея. В таких случаях нередко на ее механизм воздействуют силы, превышающие ее расчетную мощность.
- Загрязнение элементов механизма катушки. В процессе рыбной ловли очень часто она попадает в воду, в которой находится взвесь песка и грязи, а кроме того, снаряженные удилища, специально или вынужденно, кладут на землю, в траву, на песок. Особенно нежелательно попадание пыли, песка или грязи на различные трущиеся и вращающиеся детали, например, шестерни, в этом случае эти загрязнения выступают в роли абразивного материала способного вывести их из строя.
Своевременное техническое обслуживание безынерционных катушек помогает минимизировать возможные негативные последствия этих и других факторов. Кроме этого важно учитывать ее предназначение и то, на какую нагрузку она рассчитана. Например, катушки 1000 или 1500 нельзя ставить на удилище для троллинга, они сломаются, скорее всего, на первой же рыбалке.
Процесс проведения периодического обслуживания катушек состоит из следующих этапов:
- Предварительная внешняя очистка изделия от пыли и грязи.
- Разборка катушки для получения доступа к элементам механизма.
- Очищение и смазка составляющих элементов механизма.
- Сборка изделия.
- Проверка работоспособности.
В зависимости от модели, сборка-разборка катушек может отличаться некоторыми нюансами, но в целом этот процесс для всех безынерционок проходит по одному алгоритму.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.
Виды спиннингов и катушек
Спиннинги бывают двух основных видов:
- Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
- Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.
Читайте Как вкусно посолить нерку
Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.
Виды катушек на спиннинг:
- Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
- Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
- Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.
Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.
Виды поломок спиннинга
Спиннинг ломается по двум причинам:
- Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
- Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.
Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.
- Удилище (колено) ломается пополам.
- Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
- Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.
Виды повреждений катушек:
Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.
- Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
- Катушка туго вращается и заедает.
- Трансформация дужки.
- Потеря колпачка редуктора.
Повреждение шпули катушки
Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации.
Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.
Важная статья по данной теме: лучшие катушки для спиннинга
Характеристики катушки
При покупке следует обращать внимание на следующие технические характеристики катушки для спиннинга:
- размер шпули;
- скорость вращения ротора;
- вес.
Катушка для спиннинга устроена следующим образом:
- рукоять;
- антиреверс;
- шпуля;
- фрикцион (тормоз);
- лесоукладыватель (держатель лески).
Скорость и механизм работы ротора
Катушка оснащена ротором. Его механизм вращения состоит из 2 элементов:
- Устройства подачи шпули.
- Главной пары (передает вращение от ручки на ротор).
В роторе есть следующие детали:
- Ведомая шестеренка.
- Ведущее колесо.
На колесном валу имеется 4-гранное отверстие для рукояти катушки. При вращении ручки крутится и ведущее колесо. В итоге ведомая шестеренка вращает ротор.
Главная пара представляет собой редуктор с передаточным числом (так, 4,6:1, 6,5:1 и др.). Соотношение первого и второго числа — это отношение числа зубцов ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей.
Механизмы катушки безынерционные
Чем мощнее ротор, тем больше диаметр шестерни в редукторе (главной паре).
Устройство подачи шпули — это каретка и иные элементы, периодически возвращающиеся в исходное положение. Существуют 2 типа устройства:
- Кривошипная шестерня-кулиса.
- Винтовая подача (уменьшает люфты).
Читайте Рыбалка во Владивостоке
Устройство с кривошипной кулисой имеет следующие детали:
- малая шестеренка (на колесном валу);
- шестерня-«паразитка»;
- каретка + направляющие;
- шток.
Вращение от рукоятки сначала передается на малую шестеренку, а затем на «паразитку». В итоге шестерня двигает каретку.
Рукоять
Ручка вращает механизм катушки для спиннинга. Однако иногда приходится ее переставлять в удобное положение (под правую или под левую руку).
Рукоять катушки для спиннинга
Чтобы переставить ручку, необходимо выполнить следующие действия:
- Снять гайку на фрикцион и шпулю (или нажать на кнопку фиксатора).
- Снять шайбы. Причем нужно снимать и шестеренки, расположенные под шпулей.
- Отвинтить ручку.
- Выполнить перестановку рукоятки. Причем ручку нужно переставить на противоположную сторону корпуса катушки.
- Вкрутить винт в отверстие.
- Надеть шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей.
- Надеть гайку на фрикцион и шпулю (или установить обратно фиксатор с кнопкой).
Скоростные катушки для рыбалки оснащены двойной ручкой. У них бывает и одна рукоять с компенсатором. Компенсаторное устройство предотвращает вибрацию, появляющуюся из-за несбалансированности ручки для катушки спиннинга.
Антиреверс
Под обратным ходом катушки на спиннинг понимается вращение ручки и ротора, которое направлено в сторону намотки лесы на шпулю. Обгонная муфта отвечает за блокировку движения рукоятки «на себя». Таким образом, во время рыбалки антиреверс не позволяет ротору провернуться в обратную сторону, а лесе — «завязнуть» и образовать ненужные узлы.
Антиреверс устанавливается внутрь катушки. Снаружи ее корпуса установлен рычаг, отключающий стопор обратного вращения или проводящий его в действие.
Современные катушки оснащены мгновенным антиреверсом. Он идеально подходит и при применении плетеной малорастяжимой лесы.
Фрикцион
Фрикцион настраивает силу натяжения, необходимую для стягивания лесы со шпули. В итоге он снижает силу удара и уменьшает рывки как при вываживании, так и при подсечке.
Также фрикцион страхует удилище от сильных нагрузок. Таким образом предотвращается поломка удочки и обрыв лесы.
Фрикцион катушки для спиннинга
При регулировке фрикциона силу торможения нужно настроить таким образом, чтобы она была на 1/3 меньше силы натяжения применяемой лески. Так, на рыбалке применяется леса с разрывной нагрузкой в 6,0 кг. В итоге фрикцион должен давать такое усилие, при котором отпускается (стравливается) леска в 4,0 кг.
В итоге продлевается срок эксплуатации удилища. Ведь после регулировки фрикциона удочка подвергается меньшей нагрузке.
Для успешной настройки фрикциона нужно привести рыболовную снасть в рабочее состояние. Алгоритм действий выглядит таким образом:
- На лесу надевается крючок приманки.
- Леска цепляется за дерево.
- При отдалении от дерева принимается положение, как при вываживании.
- Удочка сгибается, а леса — максимально натягивается.
- Фрикцион отпускается до трещотки.
Регулировка фрикциона успешно завершена.
Размеры шпули
Еще одним немаловажным параметром катушки для спиннинга является размер шпули. Каждая цифра показателя удочки представляет собой произведение длины лесы на ее диаметр. Таким образом определяется вместительность шпули.
Для ловли маленьких рыбок подходят шпули до 2500 (с тестом до 5-20, 7-21 и 5-25 г). Для рыб среднего размера применяются изделия от 2500 до 3500 (макс). Для ловли крупных рыб используются шпули 4000 и выше.
Обрывы лески под гайкой фрикциона
В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.
Ремонт катушки у специалиста
В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.
Смазка катушки
Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.
Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.
Автор статьи: Иванов Виталий Леонидович, 2021 год.
Карповый лайфхак. Ремонт и профилактика снаряжения
Во всех областях жизнедеятельности человека существуют небольшие хитрости, которые гениально просты, но очень облегчают жизнь. Сегодня мы расскажем о некоторых секретах, которые пригодятся всем карпятникам без исключения. Карповый лайфхак!
Карповый лайфхак №1. Ремонтируем палатку, или шелтер
На рыбалке бывает всякое и порой ткань наших укрытий подвергается различным механическим повреждениям. Не будем сейчас описывать, как это может произойти, просто давайте возьмем ситуацию — у вас дырка в крыше палатки, или шелтере.
На сегодняшний день в индустрии одежды, тех же изделий из кожи с успехом применяют, так называемые, патчи. Они могут быть в виде фигурки, или просто кусок ткани. Продаются самых разных цветов, размеров. Они так и называются «патчи для ремонта одежды». Ведущий производитель в производстве заплаток 21-го века — это компания McNett. Которая предлагает вам два типа патчей — из CORDURA и Tenacious Tape. Несмотря на то, что Кордура запомнился нам по вечным сумкам серии FOX FX, именно для палаток лучше всего подойдет материал Tenacious Tape. Он относится к линейке Gear Aid и предназначен именно для ремонта проколов, порезов, разрывов и т.д
Им можно чинить надувные изделия, рюкзаки, сумки, причем ремонт можно выполнять в походных условиях, что очень важно!
Пример заплатки от McNett
Отрезаем просто необходимый нам кусок по размеру
Приклеиваем к прорези
Все готово!
В это трудно поверить, но все действительно вот так просто, как на фото и не требует никаких сложных операций и применения различных клеев и прессов.
Карповый лайфхак №2. Улучшаем работу молний
Для профилактики работы молний вашего шелтера, палатки, спального мешка (что особенно актуально) воспользуйтесь старым проверенным способом, которым пользовались еще наши бабушки и дедушки. Возьмите кусочек восковой свечки и натрите им ваши молнии. даже при условии, что вы только что купили вещь, и она совсем-совсем новая, нельзя будет не заметить, что молнии расстегиваются и застегиваются немного быстрее, чем до обработки их воском.
Карповый лайфхак №3. Профилактика стыков колен удилища
Не убирайте свечу далеко! Самое время обратить внимание на стыки колен ваших удилищ. Мы надеемся, что вы соблюдаете правила по уходу за удилищами, но все равно рекомендуем натереть воском также и стыки удилищ
Это добавит плавности, увеличит скольжение и продлит жизнь вашим бланкам. Учтите, что это никак не влияет на то, что при забросе стык начнет выскальзывать из нижнего колена. Только при условии, что вы не будете проверять стыки перед забросами, а это необходимо делать даже при обычных условиях, когда вы не используете воск.
Читайте Ловля голавля на спиннинг
Карповый лайфхак №4. Чистим катушки
Аэрозоль WD-40 изобрели в 1953 году в Калифорнии. Создателя зовут Норман Ларсен. Изначально эта жидкость предназначалась, как водоотталкивающее средство, которое будет противостоять коррозии. И лишь спустя пару лет выяснилось, что оно также имеет множество вариантов для бытового применения. Половина состава — это растворитель уайт-спирит, четверть углекислый газ, 15% минеральное маслои и 10% инертные инегрдиенты. Его, кстати, очень любят использовать морские рыбаки, смазывающие им рыболовные снасти. Ходит даже легенда, что в составе WD-40 есть рыбий жир, поскольку было замечено, что на обработанные этим спреем снасти, клевала более крупная рыба.
Мы не предлагаем вам использовать WD-40, как дип, а вот прочистить катушки и смазать их механизмы более чем! Обращаем внимание, что использовать нужно WD-40 с добавлением СИЛИКОНА!
Карповый лайфхак №5. Профилактика телескопических стоек
Точно также вы можете провести профилактику своих телескопических стоек, которые будут выдвигаться, как по маслу!
Полное или частичное копирование без согласования с редакцией портала запрещено