Незатягивающиеся петли
Беседочный узел
Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название «беседочный узел» происходит от глагола «беседовать» или от существительного «беседка». В нашем морском языке название этого узла произошло от «беседки», но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина «булинь», обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса «булиневым узлом», или просто «булинем». На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у всех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которым он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и неморских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 — 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.
наверх
Морские узлы. Незатягивающиеся узлы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рисунке — простой полуштык.
ПРОСТОЙ ПОЛУШТЫК. Самый простой из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морской практике. Служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обносится вокруг предмета, на котором необходимо его закрепить, затем — вокруг коренного конца, после этого пропускается в образовавшуюся петлю, и ходовой конец крепится бензелем к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвигаться по предмету, но никогда не затянется. Простой полуштык наиболее часто применяется для временного соединения двух тросов.
На рисунке — простой штык, где а — правильно завязанный, б — перевернутый, неправильный.
ПРОСТОЙ ШТЫК. Состоит из двух одинаковых полуштыков. Выражение «накинуть полштыка» означает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос с перекрещиванием ходового конца вокруг коренного. На схеме показан широко применяемый в морской практике незатягивающийся узел — один из самых простых и надежных узлов. Чтобы проверить, правильно ли завязан штык, необходимо сблизить две петли узла. Если при этом получается выбленочный узел, это значит, что простой штык был завязан правильно. У такого штыка ходовой конец, как после первой, так и после второй колышек, должен выходить одинаково над или под своим концом. Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться и узел будет затягиваться, вместо выбленочного получится коровий узел. Основное применение простого штыка — крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов. Максимальное число полуштыков в подобном узле, при любых обстоятельствах, не должно превышать трех, и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.
На рисунке — простой штык со шлагом. ПРОСТОЙ ШТЫК СО ШЛАГОМ. От простого штыка отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепится трос. Этот узел удобен для крепления троса к гаку, огону, рыму и др. Два шлага вокруг предмета делают этот узел надежным, даже при длительной его эксплуатации. На рисунке — простой штык с двумя шлагами. ПРОСТОЙ ШТЫК С ДВУМЯ ШЛАГАМИ. Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла — дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку — весьма надежный способ. На рисунке — штык с обносом.
ШТЫК С ОБНОСОМ. Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это делает узел симметричным, в случае изменения направления тяги он меньше перемещается вдоль предмета, за который закреплен. Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно сделать ходовым концом один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и ещё раз сделать шлаг, но в другую сторону После этого следует один или два полуштыка.
На рисунке — рыбацкий штык или якорный узел. РЫБАЦКИЙ ШТЫК (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морс кой практике — это привязывание якорного каната к якорю. Проверенный многовековым опытом, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для крепления каната. Рыбацкий штык или (якорный узел) несколько схож с простым штыком со шлагом, но отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, охватывающего предмет. Применяя этот узел для крепления якоря, всегда следует прихватывать ходовой конец бензелем к коренному. В этом случае, даже при самой сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и держит надежно. Его можно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге. На рисунке — обратный штык. ОБРАТНЫЙ ШТЫК. Применяя обратный штык, можно обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому он крепится. Для этого ходовой конец троса сложить на длине 2 — 3 м вдвое, и петлей вперёд пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык применяется в тех случаях, когда доступ к предмету, на котором хотят закрепить трос, затруднен или неудобен для вязания узла. На рисунке — мачтовый штык.
МАЧТОВЫЙ ШТЫК. Комбинация двух узлов, даёт надежный простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепится трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получался затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.
На рисунке — буксирный узел.
БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ. Используют для крепления троса на буксирном гаке или битенге. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса, буксирный конец можно травить с битенга, а при ослабевании натяжения буксира выбирать его в виде петель, накладываемых сверху на битенг.
На рисунке — портовый узел.
ПОРТОВЫЙ УЗЕЛ. Для задержания швартовного конца на битенге (пале), когда на швартове не заделан огон, используют портовый узел.
Сначала вокруг битенга, или пала, следует сделать несколько шлагов ходовым концом швартова. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить под натянутую коренную часть троса, затем повернуть петлю на 360° и накинуть сверху на битенг. Трос в любую минуту можно отдать, даже если швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным ходовой конец и увеличить петлю, после чего его нетрудно сбросить с битенга.
Калифорнийский рыболовный узел для блесны
На изображение показан прочный «калифорнийский узел» для привязывания рыболовной блесны, сформированный из двойной лески.
Кроме блесны с отвесной или горизонтальной проводкой калифорнийским узлом к рыболовной леске снасти можно привязать воблер, грузило, вертлюжок, застежку, крючок.
Для привязывания блесны ходовой конец лески складываем вдвое и пропускаем сквозь кольцо блесны «а».
Затем вяжется простой узел «б». Сложенная петля не должна быть короткой, так как следующим этапом сквозь нее будет пропущена привязываемая блесна.
ВНИМАНИЕ! В позиции «б» петля сначала сгибается влево за блесну, затем приманка пропускается сквозь петлю (по стрелке). Сложенная леска накидывается за навязанный рыболовный узел «в».
В заключение сформированный узел смачивается водой или слюной и в несколько этапов затягивается. Вид полностью затянутого на привязанной блесне рыболовного калифорнийского узла показан в позиции «г».
Виды петель
Простая петля
Многие рыбаки не признают излишне сложных соединений, обходясь наиболее лёгкими. Эта точка зрения имеет под собой основание — чем проще узел, тем больше шансов на то, что он будет завязан правильно. Самый простой способ, как завязать петлю на леске, отлично подходящий для монофила и плетёнки, состоит в следующем:
- Отмерить от края около 10 сантиметров и сложить леску пополам.
- Сложенным вдвое концом наполовину завязать обычный узел — «восьмёрку», следя за его размером (получившаяся петля не должна быть ни сильно большой — тогда снасть может путаться, ни слишком маленькой — в этом случае пользоваться ею может быть не всегда удобно). Оптимальный размер: 20—30 миллиметров.
- Смочить незатянутый до конца узел (вода, слюна). Смачивание необходимо для того, чтобы получающийся узел меньше грелся из-за трения, возникающего в процессе его затягивания.
- Затянуть (это можно сделать как руками, так и использовать различные вспомогательные предметы — вязальную спицу, карандаш и т. д. ).
- Аккуратно обрезать лишнюю часть (не вплотную к узлу — иначе он может развязаться, но и не слишком далеко от него, 1—2 миллиметра отступа будет достаточно).
Калифорнийский рыболовный узел для блесны
На изображение показан прочный «калифорнийский узел» для привязывания рыболовной блесны, сформированный из двойной лески.
Кроме блесны с отвесной или горизонтальной проводкой калифорнийским узлом к рыболовной леске снасти можно привязать воблер, грузило, вертлюжок, застежку, крючок.
Для привязывания блесны ходовой конец лески складываем вдвое и пропускаем сквозь кольцо блесны «а».
Затем вяжется простой узел «б». Сложенная петля не должна быть короткой, так как следующим этапом сквозь нее будет пропущена привязываемая блесна.
ВНИМАНИЕ! В позиции «б» петля сначала сгибается влево за блесну, затем приманка пропускается сквозь петлю (по стрелке). Сложенная леска накидывается за навязанный рыболовный узел «в».
В заключение сформированный узел смачивается водой или слюной и в несколько этапов затягивается. Вид полностью затянутого на привязанной блесне рыболовного калифорнийского узла показан в позиции «г».
Для чего применяется узел Петля?
Совершенная петля является морским и рыбацким узлом. Обычно узел и его модификации применяют, чтобы создать петлю, которая не будет затягиваться, на конце троса, веревки или каната.
Многие сферы жизнедеятельности человека используют отличные качества петли. Например, морские судна, сельское хозяйство, промышленность и даже в быту. Но в основном, как уже было сказано выше, петля применяется моряками и рыбаками в различных целях. Моряки могут использовать узел, чтобы связать буксир, а рыбаки для чего угодно, как вариант, для привязывания крючков к леске или поводку, связывания основной лески и поводка, привязывания лодки и многого другого.