Гидрокрыло на лодочный мотор – поэтапный процесс монтажа


Общие сведения

Антикавитационные крылья для подвесных моторов можно было встретить в Индийском океане, в Центральной Европе на различных водоёмах, на Балтике, на Великих озёрах, в Индийском океане, в общем, везде, где есть открытая вода. На первый взгляд, эта модификация кажется странной, однако, разобравшись, всё становится до предельного просто.
Многие любители моторных лодок, особенно надувных, порой задумываются об улучшении своего транспортного средства. Бывают ситуации, когда видишь похожее плавсредство с подобным мотором, но она быстрее выходит на глиссирование, причём с хорошим управлением, да и по воде она идёт проще. Вот тогда хозяин лодки и начинает думать, что же не так с его транспортом, и в чём такая разница при практически аналогичных характеристиках двигателя.

А дело вовсе не в лодке, а специальном оборудовании – гидрокрыле. Такие крылья бывают двух видов: монокрыло и стандартное гидрокрыло.

Для чего необходимо использовать гидрокрыло для лодочного мотора

Эта полезная модификация в основном влияет на режим глиссирования, поэтому ставить его рационально только для улучшения этого показателя. Как для мощных двигателей, так и для слабых (меньше 10 л. с.) устанавливать его смысла нет.

Глиссирование (глисс) – это движение чего-либо, при этом оно скользит по поверхности воды за счёт скорости и коэффициента трения.

Помимо всего вышесказанного, гидрокрыло поможет сократить расход горючего, предотвратит кавитацию при резких поворотах, а особая форма поможет легче стартовать.

Два основных типа гидрокрыльев

Гидрокрылья бывают двух видов:

  1. Монокрыло – выполнено как единая пластина;
  2. Стандартное – две пластины.

Крылья ещё могут быть разделены на типы по мощности: 25-30, до 50, свыше 50 л.с.

Первый тип крыльев рекомендуется устанавливать на моторы средней и большой мощности. Это связано с нагрузкой на двигатель во время выхода в режим глиссирования.

Виды и особенности

Гидрокрылья принято разделять на два основных типа:

  • Монокрыло. Данное устройство представляет собой цельную пластину, которую рекомендуется использовать преимущественно на двигатели средней и самой высокой мощности, ввиду особенности конструкции.
  • Стандартное гидрокрыло. Оно состоит из двух раздельных между собой частей. Их следует устанавливать только на моторы малой мощности. Чаще всего, применяются на подвесных лодочных двигателях.

Стоит отметить, что производители имеют собственную классификацию — по мощности:

  • первая группа предназначена для оборудования на моторах суммарной мощностью до 25 л.с.;
  • вторая группа — 25-50 л.с.;
  • третья группа — двигатели, превышающие отметку в 50 л.с.

Классификация гидрокрыльев по мощности

Не стоит ставить гидрокрыло, если мощность двигателя меньше 6 л.с., ведь в этом случае её эффективность сводится к нулю. На моторы с мощностью выше 50 лошадиных сил тоже не стоит его устанавливать. Лучшим вариантом для монтажа гидрокрыла является двигатель с мощностью 12 (+-4) лошадиных сил, ведь на скорость – это ощутимо не повлияет, но значительно улучшит характеристики лодки.

Как уже говорилось, гидрокрылья делятся на типы по мощности мотора:

  1. Первая группа – до 25 лошадиных сил:
  2. Вторая группа – 25-50 лошадиных сил;
  3. Третья группа – больше 50 лошадиных сил;

Лучшие модели

Среди востребованных изделий выделяют:

Гидрокрыло Easterner

От Тайваньского производителя.

Это бюджетный вариант, его стоимость составляет 1220 рублей. Устройство предназначено для лодки с двигателем от 8 до 50 л/с.

В качестве материала использована пластмасса черного цвета. Размеры устройства 194×174 мм. В комплекте прилагаются специальные крепежные элементы.

Гидрокрыло от торговой марки Sport Marine (США)

Стоимость изделия варьируется в пределах 4000-5000 рублей. Устройство специально разработано для двигателей с мощностью до 300 л/с.

Чтобы установить его, не требуется сверлить антикавитационную плиту.

Гидрокрыло SE sport SES400

Цена 6220 рублей. Устройство устанавливается на моторы с мощностью свыше 40 л/с. Размеры 40,6×43,2 см.

В комплекте есть все необходимое для крепления такого приспособления, а также есть специальный переходник для установки его без сверления отверстий.

Преимущества и недостатки использования

После установки такого крыла на мотор, владелец получит:

  • Время выхода на глиссирование сократится на 15%;
  • Более стабильный ход надувной лодки;
  • При резком увеличении оборотов двигателя нос задирается не так сильно.
  • Устойчивость лодки улучшится, из-за увеличения площади антикавитащионной плиты. Это улучшит также и контроль поведения судна;
  • Из-за отверстий, которые находятся спереди у крыльев, туда попадает воздух и создаётся эффект «воздушной подушки», что уменьшает контакт лодки с водой;
  • Создаётся возможность не терять скорость при резких поворотах;
  • Комфорт при эксплуатации плавсредства.

Минусы при эксплуатации гидрокрыла также есть:

  • Ненамного упадёт максимальная скорость;
  • Нужно будет вырезать, если попадёте в сети;
  • Засорение гребного винта тоже имеет место быть, особенно на мелководье. Крыло частично перекрывает доступ к нему, что мешает очистке;

Процесс монтажа

Как уже говорилось ранее, сам процесс установки не является очень сложным, однако, от человека требуется хотя бы поверхностное знание строения лодочного мотора.

Многие опытные «судоходы» используют для этого специальные комплекты, например, SportClip. Альтернативным вариантом служит просверливание отверстий под болты. Этот способ может нанести вред пластине, поэтому лучше остановиться на методе, использующем крепление.

Сам процесс:

  • Перед началом работ поверхность нужно обязательно обезжирить, протереть её от пыли, удалить лишнюю смазку и дождаться окончательного высыхания.
  • После этого можно приступать к приклеиванию специальных прокладок. Чтобы все получилось как надо, следует заниматься этой работой в помещении, где температура воздуха выше 18 градусов либо на улице в теплый день. Это способствует более плотному прилеганию прокладок и повышению качества склеивания.
  • Следующий этап — установка верхней пластины.
  • Затем монтируется нижняя часть конструкции и все скрепляется четырьмя болтами. Болты нужно затягивать последовательно по часовой стрелке. При использовании комплекта, вместо болтов будут применяться резиновые шайбы, которые входят в него.

Не стоит забывать, что:

  • гидрокрыло имеет заметное влияние только для моторов от 6 до 50 л.с.;
  • угол атаки для маломощных двигателей не важен;
  • гидрокрыло немного уменьшает потребление топлива, а, кроме того, увеличивает скорость вхождения лодки в режим глиссера;
  • предпочтительнее выбирать способ крепления при помощи комплектов типа SportClip.

Зачем нужно гидрокрыло для лодочного мотора?Большинство владельцев моторных надувных лодок хоть раз задумывались о модернизации (улучшении) их лодки и мотора. Часто такое происходит, когда на водоему видишь похожую лодку с соизмеримым по мощности мотором, но вот только эта лодка идет по воде легче и гораздо быстрее выходит на глисс. Не задирает нос при резком увеличении тяги. Да и сам глисс ей подвластен при большей загрузке. Невольно возникают мысли, что ты делаешь что-то не так или твой подвесной мотор или сама лодка где то неправильно настроены. Не переживайте. Все нормально с вашим мотором и лодкой.Все дело в таком дополнительном приспособлении или лучше назвать оборудовании для лодочного мотора как гидрокрыло. Гидрокрылья для подвесных лодочных моторов бывают двух типов: монокрыло (большая единая пластина) и стандартное (состоит из двух отдельных частей, двух крыльев). См. фото.

Плюсы гидрокрыльев для лодочных моторов:Более быстрый выход на глисс. Время выхода сокращается примерно на 15-20%.Увеличение площади самой антикавитационной плиты улучшает курсовую устойчивость хода моторной лодки.Не так сильно задирает нос лодки при резком увеличении оборотов мотора.

Минусы гидрокрыльев для лодочных моторов:Падение максимальной скорости, примерно на 5%.При плавании по мелководью, если на винт намотается трава или чего подобное, то удаление всего этого с винта займет у вас больше времени чем без гидрокрыла. Гидрокрыло закрывает доступ к гребному винту.По нашим проведенным тестам и наблюдениям гидрокрылья не стоит ставить на моторы мощностью ниже 8 л.с. Эффект будет практически нулевой. Ну и для достаточно мощных моторов гидрокрыло не даст сколь нибудь ощутимого результата. И без крыла подвесной мотор в 50 л.с. вытащит практически любую лодку на глис в очень короткое время. Если у вас и вашей лодки нет никаких проблем с выходом на глиссирование и лодка не встает в позу кобры при старте, то гидрокрыло для вас будет лишь модным аксессуаром, которое еще и скорость максимальную «съест». А вот для слабеньких моторов, с которыми лодка еле, еле выходит на глисс, гидрокрыло может стать полезным приобретением.Если вам все же кажется, что гидрокрыло для лодочного мотора вам не поможет, попробуйте установить гидрокрыло для надувной лодки. Его можно установить на любые типы надувных лодок.

Тестирование гидрокрыльев для лодочных моторов:

Правильный выбор гидрокрыльев

Правильный выбор антикавитационных крыльев напрямую зависит от мощности вашего мотора. Если ваш двигатель выдаёт до 50 лошадиных сил, то для него лучше использовать монокрыло. Связано это, конечно же, с формой крыла. Что касается фирм, то здесь выбор остаётся только за хозяином лодки. Один из популярных журналов, выпускаемый в Германии, провёл небольшой тест, который поможет понять что же представляет из себя антикавитационное крыло и выбрать лучшую, на ваш взгляд, марку.

Проводился тест на РИБе длиной 4,5 метра. Мощность его двигателя – 40 л.с. В тесте принимали участия 4 вида антикавитационных крыльев разных фирм. Общей вес на судне был следующим: 2 человека и 140 кг на всю лодку. Тестерами дополнительный вес перемещался по моторной лодке для того, чтобы создать ситуацию перегруза.

Главными критериями, по которым оценивались крылья, были: разгон до 30 км/ч, расход горючего и скорость лодки. В ходе теста были испытаны такие модели крыльев, как Attwood, AttwoodKlein, Doelfin, Lalizas. Коротко расскажем о результатах:

  1. AttwoodGross – эта модель не подошла мотору. Достаточно быстро судно вышло на глисс, но максимальная скорость уменьшилась почти на 6 км/ч!
  2. AttwoodKlein – отличное решение для маленького судна. За счёт антикавитационного крыла мотор выдавал больше оборотов, что позволило уменьшить время разгона. Прожорливый двигатель начал потреблять меньше топлива при 3300 оборотах в минуту. Общая скорость немного уменьшилась, однако, взамен получили быстрый разгон и выход на глисс.
  3. Doelfin – лучший результат показали именно крылья, от производителя Davis. Они меньше всего уменьшили скорость лодки и быстрее вывели её на глисс. Однако расход горючего был немного увеличен.
  4. Lalizas – небольшие крылья, близкие по характеристикам к AttwoodKlein. Подойдут для маленького судна с подвесным мотором.

Не следует устанавливать гидрокрыло для моторов, чья суммарная мощность не превышает 6 л.с. Вся эффективность и польза от гидрокрыла на очень слабом моторе сводится к нулю. Вы не получите ни быстрого выхода на глисс, ни быстрого разгона с места.

Для моторов, которые стремятся поставить лодку в позу кобры или на дыбы. В этом случае гидрокрылья будут как нельзя кстати. За счёт них носовая часть лодки меньше задирается, ведь посадка судна выравнивается, а при старте оно идёт более плавно.

Для экономии топлива. Большинство гидрокрыльев, которые помогают лодке быстрее выйти на глиссирование, экономят горючее. Исключением являются только те модели, которые меньше всего влияют на максимальную скорость. Такие крылья могут незначительно увеличить расход топлива, однако, основной эффект (глисс) у них практически одинаковый.

Идеальным является монтаж гидрокрыла для мотора с мощностью в 8-12 л.с. В таком случае эффект будет максимальным: скорость лодки незначительно уменьшится, однако, экономия топлива будет заметна, так же как и время выхода в режим глиссирования, а выравнивание посадки позволит лодке быстрее стартовать.

Учитывайте угол атаки. Для двигателей с небольшой мощностью угол атаки, в принципе, не важен, но для быстрых килеватых лодок гидрокрыло окажет выравнивающие воздействие и может увеличить угол атаки, что позволит судну быстрее и легче выходить на глисс.

Гидрокрылья

3

(2)

Обсудим вопрос преимуществ, основных ошибок и установки гидрокрыльев на лодочные гибриды и другие подвесные моторы.

В первую очередь нужно сказать, что гидрокрыло проявляет наибольшую эффективность при скорости до 9 м/с (32 км/ч) так как при большей скорости они создают слишком большое сопротивление и провоцируют зарывание носом, нивелируя свои достоинства.

Каким же образом гидрокрыло помогает выйти на глиссирование? Рассмотрим теоретические моменты создания подъемной силы. Любая плоская платина или профилированное тело (с разным КПД) при движении под углом к потоку жидкости или газа создают зону повышенного давления на нижней поверхности и зону разрешения на верхней части. При чем зона разрешения создаёт в 1,5-3 раза (зависит от профиля) больше подъемной силы, чем зона повышенного давления (именно по этому подводные крылья такие маленькие). Подъемная сила в зависимости от скорости растёт в квадрате. Для примера, если подъёмна сила при скорости 2 м/с равна 4 кг, то при скорости 4 м/с – 16 кг. Кроме того, подъемная сила напрямую зависит и от угла атаки к набегающему потоку. Именно эти факторы влияют на уменьшение общего сопротивления корпуса в момент выхода на глиссирование. Итак, перечислим все плюсы и минусы использования правильно спроектированного гидрокрыла на лодочном гибриде и других подвесных моторах.

Плюсы:

  1. Убирает «кобру».
  2. Ускоряем выход на глиссирование.
  3. Купирует подхваты воздуха с поверхности на поворотах.
  4. Уменьшает проскальзывание на поворотах у плоскодонок.
  5. Позволяет поднять мотор на 1-5 см.
  6. Кардинально снижает аэрацию винта на плоскодонках (килеватость до 8 градусов) путём подсасывания воздуха, прорвавшегося под дно лодки с поверхности на верхнюю часть крыла, оставляя для винта лишь чистый поток жидкости.
  7. Улучшает мореходность снижая продольное раскачивание на волне (проверено на фанерной плоскодонке 2.45 м; позволяет идти по волне до 50 см в 3/4 газа на скорости 20-22 км/ч; традиционный сильный удар о вторую волну практически отсутствует).
  8. Оптимизирует работу винта, повышая его КПД (при использовании правильного крыла, винт имеет паспортный КПД, без него обычно теряется 10-15% упора).
  9. Позволяет вывести на глиссирование дополнительных 5-50 кг груза (зависит от комплекта).

Минусы:

  1. Снижает максимальную скорость комплекта на 1-2 км/ч.

Есть ещё ряд особенностей, гидрокрыльев, влияющих на их эффективность: форма крыла, соотношение размаха к ширине (именно эти параметры сильно влияют на индуктивное сопротивление), место установки крыла (влияет на оптимизацию работы винта), возможности регулировки (рули высоты, положительное или отрицательное поперечное V).

Для двигателей до 10 л.с. установка гидрокрыльев толщиной более 2,5 мм не рекомендуется, так как их лобовое сопротивление становится слишком большим и не позволяет получить выигрыша при выходе на глиссирование.

Наиболее удачное крепление гидрокрыльев — 4 винта на 5 мм с самоконтрящимися гайками к АКП. Такая схема крепления создаёт минимум сопротивления.

Мы предлагаем гидрокрылья спроектированные под ногу Ветерка. Также подходят на большинство моторов от 3,5 до 12 л.с., включая Honda 5, Ветерок 8, Ветерок 12, Москва 10,5 и Москва 12. Подробная информация по ссылке ниже:

Гидрокрыло на лодочный мотор 3,5-15 л.с. / лодочный гибрид Ветерок

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Поэтапный процесс монтажа гидрокрыла на лодочный мотор

Установить крыло на мотор надувной лодки не составит особого труда, если вы имеете хотя бы небольшие знания о моторе и его строении. Нужно знать что такое антикавитационная плита, ведь на неё устанавливается крыло. Для установки, многие опытные рыбаки и гонщики используют комплекты, наподобие SportClip. В качестве альтернативы можно просто сделать отверстия для болтов, но в таком случае, неосторожное действие может повредить пластину. Поэтому будем использовать крепления.

Придётся подумать о том, где правильней будет сделать отверстия под болты в антикавитационной плите, чтобы гидрокрылья расположились симметрично.

Все работы производятся на открытом воздухе в хорошую, тёплую погоду либо в хорошо отапливаемом помещении, при температуре ~18 градусов. Для начала нужно удалить жир с поверхности плиты, протереть пыль и убрать ненужную смазку. После того как она полностью высохнет, приклеиваем специальные прокладки. Тёплая температура воздуха улучшит качество приклеивания и поможет прокладке более плотно прилечь к поверхности.

Далее ставится верхняя пластина, потом нижняя часть всего комплекта, которая скрепляется болтами с четырёх сторон. Болты закручиваются по часовой стрелке, друг за другом. В комплекте вместо болтов есть шайбы, они тоже используются в качестве крепления.

Монтаж гидрокрыла

Уже упоминалось, что процесс установки этого современного лодочного агрегата не является чересчур сложным и затратным по времени и силам. Считается, что гидрокрыло сможет установить даже начинающий водномоторник. Хотя при этом от него все равно требуются определенные опыт и знания в области конструкции лодочного мотора. Для этого лучше всего самостоятельно или с помощью специалиста изучить схему лодочного мотора. Или сделать это при помощи разбора данного агрегата, чтобы воочию понять, что происходит внутри него.

В этом разделе приведены полезные советы для тех, кто планирует заниматься установкой гидрокрыла на свой лодочный мотор:

во-первых, вам обязательно нужно понимать, как именно выглядит специальная плита, к которой и будет прикрепляться то или иное гидрокрыло. Чаще всего эта плита носит название антикавитационного приспособления. Для этого самостоятельно изучите свои технические агрегаты; очень многие опытные лодочники для крепления гидрокрыла пользуются специальными техническими средствами. Например, такой системой, как SportClip. О ней уже упоминалось в материале немного выше; может быть и альтернативный вариант такой системы. Например, вы можете просверлить ваши отверстия под болты. Хотя, на самом деле, такой путь крепления может довольно легко нанести повреждения вашей пластине

Вот почему лучше всего остановить все же свое внимание на методе, который использует специальное крепление. Таким образом, ваш мотор и гидрокрыло не будут повреждены; перед процессом начала работ с установкой гидрокрыла, стоит обязательно обезжирить все поверхности ваших конструкций

Также протрите свои детали от посторонней пыли, удалите излишнюю смазку с ваших изделий. После этого дождитесь, когда все детали окончательно высохнут, и приступите к основным действиям, связанным с установкой гидрокрыла на лодочный мотор; затем можно будет начинать приклеивание специфических технических прокладок. Для наилучшего исхода данного процесса, стоит заниматься креплением в помещении, в котором температура воздуха будет выше 18 градусов. Также можно заняться креплением на улице в теплую и сухую погоду. Все это будет способствовать более плотному и основательному приклеиванию этих прокладок, а также к повышению качества вашего склеивания; далее стоит заняться установкой верхней пластины вашего лодочного мотора. После этого происходит монтаж нижней части вашей конструкции. Затем все скрепляется четырьмя надежными болтами. Болты нужно будет достаточно хорошо и тщательно затягивать, вращая их по часовой стрелке. При использовании болтов также часто применяются резиновые шайбы, которые подходят к ним; говоря в общем, стоит отметить, что гидрокрыло имеет наилучшие функции только для моторов от 6 до 50 лошадиных сил. А в целом установка лодочного крыла – это весьма важная и нужная модификация практически для любого лодочного мотора.

Гидрокрыло cвоими руками

Многие рыбаки и гонщики предпочитают сделать этот девайс своими руками, дабы сэкономить дополнительные деньги. Благо, сделать его самому достаточно просто, если вы умеете работать руками. Способов сделать такое крыло великое множество, разберём один из них:

В качестве материала используется полотно совковой лопаты (можно пластиковой). Оно обладает хорошей прочностью, имеет подходящую форму и легко режется болгаркой.

Сначала нужно отсоединить полотно от черенка и убрать продолжающуюся бороздку. Она будет служить проёмом под винтовую часть мотора. Далее нужно измерить ногу мотора; полученные результаты должны быть точными для более плотного прилегания крыла. После чего необходимо сделать отверстия для крепежа полотна к антикавитационной плите.

Насадка на болгарку должна быть для резьбы. Закругляем острые углы, они нам не нужны. С той стороны, где полотно будет крепиться к винтовой части, нужно обрезать перпендикулярные грани под углом 20-30 градусов, а другую сторону оставить прямой, удалив углы. Контур конструкции должен быть обтекаемый.

Если у лопаты изначально вогнутые края – выпрямляем их с помощью молотка; в случае с пластиком их лучше удалить. Многие предпочитают вырезать антикавитационное крыло издюрали, такой способ можно без труда найти на просторах интернета.

Советы и рекомендации по эксплуатации гидрокрыльев для лодочного мотора

Если ваше судно быстро выходит на глисс, то крылья, в общем-то, не нужны. Однако при хорошем дифференте на корму или лишней кормовой центровке плавстредства либо нехватки лошадиных сил двигателя, гидрокрылья могут решить проблему с выходом в режим глиссирования. Также они призваны улучшить устойчивость лодки, особенно при буксировании.

Максимальная скорость немного снизится (на сколько именно зависит от особенности конструкции модели выбранных крыльев). На рынке есть множество разных моделей моноплитных крыльев. Суть их использования не меняется, но из-за более высокой площади смоченной поверхности, своей формы и менее хорошим удлинением, при использовании их потребление горючего может увеличиться.

Если вы решили сделать гидрокрыло своими руками, в качестве материала хорошо подойдёт обычная совковая лопата. Нужно постараться вырезать наиболее симметричную и обтекаемую форму, а края округлить и зачистить. Для того чтобы закрепить его на антикавитационной плите, достаточно просверлить отверстия под болты.

Устанавливать же гидрокрылья или нет, решать вам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]