Современная рыбалка неразрывно связана с наличием лодки. Она не только упрощает процесс рыбалки, но и делает его эффективным. Но мало иметь лодку, ее еще необходимо переместить к месту рыбалки, которое может находиться на значительном удалении от дома. В магазинах можно найти специальные транцевые колеса, которые упрощают процесс транспортировки. При этом следует отметить наличие различных, совсем недешевых изделий.
Содержание:
- 1 Функции транцевых колес
- 2 Достоинства и недостатки наличия транцевых колес
- 3 Виды транцевых колес 3.1 Трансформер КТ-5
- 3.2 Автоматические КТ-3Н и КТ-3НУ
- 3.3 Складные транцевые колеса
- 3.4 Поворотно-откидные шасси, для лодок ПВХ
- 4.1 Чертеж
Но, чтобы не платить лишних денег, подобные колеса можно сделать самому, в домашних условиях, тем более, что особых сложностей не наблюдается. Они особенно необходимы в условиях, когда рыбалка осуществляется в одиночку, хотя, как правило, рыбаки выезжают на рыбалку по нескольку человек.
Транцевые колеса для лодки ПВХ – это транспортировочное шасси, которое крепится при помощи 2-х кронштейнов. С помощью этих кронштейнов осуществляется перевод колес в транспортное положение или наоборот.
Наличие транцевых колес делает лодку более функциональной. Без посторонней помощи ее можно перемещать по берегу, вытаскивать из воды и спускать на воду. Достоинство их в том, что нет необходимости в их снятии при спуске на воду: достаточно перевести их в соответствующее положение.
В процессе обустройства лодки подобным девайсом, особое внимание следует уделять размещению крепежных элементов на транце. Их положение может повлиять на маневренность лодки, как на воде, так и на суше.
Немного о транцевых колёсах
Для начала вспомним, какие бывают транцевые колёса:
- Полуавтоматические перекидные. Есть перекидной подпружиненный механизм, за счет которого диски или колёса принимают нужное положение. При перемещении по воде они располагаются по бокам двигателя. Снимаются раскручиванием гайки. Проблема в том, что в поднятом положении колёса могут стать помехой, особенно если к транцу прикрепляется эхолот.
2. На шпильках для НДНД. Конструкция присоединяется к транцевой поверхности двумя шпильками. Они ставятся в отверстия, на них надевают колеса и фиксируют шплинтами. Отличие первого вида в том, что нужно больше сделать, чтобы колеса приняли верхнее положение.
3. Быстросъёмные колеса. Они не поднимаются, то есть с их помощью можно только переместить судно по суше. Зато после этого их не сложно отсоединить.
4. На струбцинах. Они заменяют кронштейны. Система съёмная, ставится и убирается очень быстро. Не приходится делать отверстия для установки таких колёс. Но такой вариант не подходит для лодок с НДНД, потому что нижняя транцевая зона не жёсткая, не выходит за лодочные границы, то есть колёса поставить не получится.
Выделяют и несколько видов шасси: надувные, из полиуретана и пластика. Первый тип подходит для галечного берега.
А теперь самое время рассмотреть правила расположения транцевых колёс.
Все колеса должны иметь два положения: для транспортировки и для плавания. Габариты колес и их стоек не превышают габаритов транца и никак не влияют на движение, не создают никакого сопротивления в воде. Чтобы установить колеса для транспортировки вам понадобиться всего несколько минут. После приведения колес в нужное положение устанавливается на свое место мотор, лодка приподнимается за носовые ручки и спускается на воду. И уже в воде колеса устанавливаются в положение для плавания.
Большинство надувных лодок, которые выпускаются сегодня достаточно тяжелые, особенно длинной больше 3 метров. Мы имеем ввиду лодки, которые изначально сконструированы для установки подвесного лодочного мотора. В их конструкции обязательно присутствует транец. Спустить такую лодку на воду в одиночку довольно проблематично. Выхода тут два: брать с собой на рыбалку или охоты всегда еще одного человека-помощника или установить на транцевые колеса. Второй вариант нам нравиться гораздо больше.
Все колеса должны иметь два положения: для транспортировки и для плавания. Габариты колес и их стоек не превышают габаритов транца и никак не влияют на движение, не создают никакого сопротивления в воде. Чтобы установить колеса для транспортировки вам понадобиться всего несколько минут. После приведения колес в нужное положение устанавливается на свое место мотор, лодка приподнимается за носовые ручки и спускается на воду. И уже в воде колеса устанавливаются в положение для плавания.
Откидные колеса просто убираются в определенное положение, а затем так же легко занимают другую нужную позицию. Причем все это делается буквально одним движением. Понятно, что в этом случае важную роль играет надежность механизма.
Выбор во многом зависит от грунта, по которому будет передвигаться лодка. Для песка нужны колеса большей ширины, а для каменистого берега более узкие. Только так можно будет обеспечить их устойчивость.
Советы рыбаку: Какой мотор выбрать к двухместной резиновой лодке — Советы начинающему
Транцевые колеса для лодки могут быть нескольких видов. Во-первых, они бывают откидными или съемными. Второй вариант означает, что после окончания эксплуатации лодки такие колеса снимают. Они стоят немного дешевле, но при этом каждый раз придется их заново устанавливать. Это не отнимает много времени, но все-таки определенный дискомфорт создает. При их покупке обязательно обратите внимание на то, чтобы в комплекте были все необходимые крепежные материалы.
Откидные колеса просто убираются в определенное положение, а затем так же легко занимают другую нужную позицию. Причем все это делается буквально одним движением. Понятно, что в этом случае важную роль играет надежность механизма.
Кроме того, производители выпускают сдвоенные транцевые колеса, предназначенные для лодок с мощными (а, значит, и тяжелыми) моторами. Для лодок с надувным дном специалисты рекомендуют купить транцевые колеса на удлиненной стойке.
Ниже приводятся отзывы рыболовов, делящихся своим опытом установки колес на лодки ПВХ:
Функции транцевых колес
Основная задача наличия транцевых колес сводится к:
- Упрощению процесса доставки лодки с суши на воду.
- Мобильности ПВХ лодки, особенно на суше.
Если лодка снабжена мотором, то переместить ее одному человеку достаточно сложно. Не столько тяжело, сколько неудобно из-за существенных габаритов. Задача сильно упрощается, если рыбачить приходится вдвоем. Если такой возможности нет, то помощниками будут транцевые колеса.
Их наличие делает процесс рыбалки особенно интересным и эффективным. С помощью лодки имеются все шансы ловить рыбу в таких местах, к которым с берега не удастся добраться. Как правило, рыбалка с лодкой – это всегда результативная рыбалка и, как результат – отличное настроение.
Название колес происходит от места их крепления – коим является транец. Транец – это жесткая часть надувной лодки, где крепится мотор. Благодаря наличию транцевых колес, один человек, без посторонней помощи, сможет перемещать лодку ПВХ без особых усилий вдоль берега, а также опускать ее в воду и вытаскивать из воды.
Главная задача – это правильно и надежно закрепить приспособление, чтобы оно не подвело в процессе рыбалки.
Достоинства и недостатки наличия транцевых колес
Транцевые колеса, установленные на лодке ПВХ, имеют ряд преимуществ. Например:
- Появляются дополнительные удобства в процессе эксплуатации.
- Лодка приобретает новые технические качества.
- Повышается функциональность плавсредства.
- Транцевые колеса занимают мало места.
- Экономится полезное время, связанное с перемещением лодки.
- Повышается мобильность изделия.
- Простота устройства и крепления.
- Наличие колес не влияет на управляемость лодкой.
- Дополнительный срок службы приспособления.
К недостаткам их наличия следует отнести:
- Если их покупать, то они дорого стоят.
Решить этот недостаток поможет самостоятельное изготовление столь полезного приспособления.
Преимущества и недостатки самостоятельного изготовления передвижного устройства
Преимущество самостоятельного изготовления транцевого транспортного устройства в том, что удается сэкономить средства на приобретение заводских вариантов. Кроме того, на полезное дело идут подручные материалы, которые вроде никому не нужны, но выбросить жалко. Так же изготовление шасси самостоятельно — увлекательный процесс, в котором не против поучаствовать члены семьи и друзья.
Минусы в самодельных колесах для лодки в том, что конструкция часто получается ненадежная. Распространенные упущения: низкопробная сварка, старые подручные материалы, неправильное расположение отверстий, слабый механизм фиксации.
Самостоятельно создать из подручных средств надежную конструкцию шасси для лодки ПВХ – задача непростая, но выполнимая. Особенно когда под рукой много заготовочного материала.
Тем не менее, для экономии времени и уверенности в надежности конструкции опытные рыбаки советуют все-таки использовать заводской комплект, чтобы лодка не подвела рыбака в самый неподходящий момент.
Виды транцевых колес
Производители выпускают несколько видов транспортировочных шасси. Вот основные из них.
Трансформер КТ-5
Подобная модель имеет свою специфику установки. Шасси крепится к транцу таким образом, что их можно не снимать при транспортировке лодки в сложенном состоянии. Подобная конструкция имеет дополнительные достоинства, связанные с удобством в перемещении. При перемещении на воде, они не влияют на ее маневренность.
Такая модель шасси позволяет одному человеку, без особых усилий перемещать лодку с места на место.
Основным материалом конструкции является сталь, толщиной 3 мм. В качестве стоек для колес используется профильная труба особой конфигурации. Это позволяет быстро устанавливать приспособление и переводить его из транспортного положения в рабочее.
Кроме этого, колеса имеют пружинный механизм, который позволяет транспортировать лодку по неровной поверхности.
Автоматические КТ-3Н и КТ-3НУ
Основным материалом изготовления подобных устройств является нержавеющая сталь. Предназначаются модели для надувных лодок с жестко закрепленным транцем или для лодок, которые имеют жесткий корпус.
Преимущества автоматической фиксации:
- Устройство выполнено на высоком техническом уровне.
- Имеет высокую надежность.
- Отличается современным дизайном.
- Может служить оптимальным вариантом при перемещении лодки на дальние расстояния.
- Простота в эксплуатации.
При производстве автоматических устройств КТ применяется лазерная резка с последующей аргонной сваркой. Как результат – высокая точность, отличное качество и приемлемый внешний вид.
Эти колеса выдерживают плавсредство в снаряженном виде весом до 120 кг.
Складные транцевые колеса
Приспособление монтируется с внешней стороны транца, что позволяет без проблем складывать колеса снизу-вверх. Чтобы изделие зафиксировать, в конструкции применены пружины, которые располагаются внутри стоек и изготовленные из нержавейки. Следует заметить, что и остальные детали складных колес сделаны из нержавеющей стали, что обеспечивает конструкции завидную прочность и устойчивость, как к пресной воде (KS-03), так и к соленой воде (KS-04).
Преимущества подобной модели:
- Простота при установке, снятии и эксплуатации.
- Нет необходимости в постоянном снятии и установке шасси.
- Способ крепления не мешает управлению судном.
- Существуют варианты упаковки вместе с установленными колесами. Может устанавливаться на любую модель лодки ПВХ. Выдерживает нагрузку до 180 кг.
Поворотно-откидные шасси, для лодок ПВХ
Подобные конструкции ориентированы на транспортировку лодки одним человеком на не большие расстояния. Они устанавливаются с помощью 4-х болтов к транцу, сделанному из фанеры. Имеется возможность регулировки высоты их установки благодаря длине крепежной шпильки.
Для снятия приспособления достаточно отвинтить гайку, которая размещается с боковой части стойки. Колеса рассчитаны на перемещение веса до 140 кг.
Основные детали сделаны из нержавеющей стали, что свидетельствует о прочности изделия.
Виды шасси
1. Примерка шасси к транцу. Шасси не должны цеплять баллон и низ днища. Приложите шасси к транцу площадкой и поднимите — они должны подниматься и опускаться, не касаясь ПВХ.
2. Прикладываем площадку шасси так, как указано ниже, и отмечаем места для засверливания:
3. Выполняем засверливание, подкладывая с обратной стороны транца ту самую дощечку из ПВХ или дерева, чтобы на транце не образовались сколы. Рекомендуем использовать качественные сверла с ограничителем длины засверливания.
4. Просверлив пазы под болты с одной стороны, также аккуратно просверливаем отверстия с другой стороны, в обратном направлении. После этого можно приложить площадку и аккуратно, не перетягивая, вставить и слегка затянуть болты — не окончательно, а для проверки.
5. Дублируем установку второй площадки на другой стороне транца. Линейка и угольник помогут точно определить место установки. После работы сверлом фанерную стружку собираем пылесосом, это очень удобно.
6. Убедившись, что шасси «сели» точно, снимаем их. Далее наносим силикон в отверстия под болты и тонким слоем — на прилегающую к транцу плоскость площадки:
7. Снова вставляем болты (уже окончательно), удаляем лишний выдавленный герметик, чтобы соединение смотрелось красиво. Ставим шайбы и затягиваем гайки, идущие в комплекте. Рекомендуем также использовать фиксатор резьбы, чтобы обеспечить соединению максимальную прочность.
Оцениваем результат — лодка оборудована удобным и очень полезным дополнением, которое поможет управляться с лодкой силами одного человека. На этом работа закончена!
• Бережем здоровье и лодку
Установка шасси оправдана на любую, даже самую маленькую лодочку (от 2,8 м). Не говоря уже о крупных судах (от 3,6 м), где это скорее необходимость.
Существует множество разнообразных аксессуаров для надувных лодок. Есть те, которые исключительно для комфорта — например, накладки на банки, а есть, которые из-за необходимости. К последним можно смело отнести транцевые колеса. Благодаря им можно с минимальными физическими усилиями перемещать лодку по берегу на короткие расстояния.
Советы рыбаку: Блесны для отвесного блеснения с лодки — Детальный обзор
Недостатки • Сколько стоят? Сколько!? Сколько!?
Нормальные транцевые колеса стоят от 4000 рублей, хорошие от 5000 рублей. Все, конечно относительно, так при цене лодки в 50000 вроде и не дорого, а если отдали за лодочку 20000, то цена колес кажется неадекватной. Но это реалии и с ними придется считаться – хорошие колеса стоят своих денег.
На чем можно сэкономить без ущерба для себя, так это выбрав приспособление под конкретные задачи, где разница не в материалах, а в конструкции. Транцевые колеса, рассчитанные под разную нагрузку (100 или 300 кг.) и разные лодки (НДНД. пайолы), стоят по-разному. Типы креплений (быстросъемные, обычные) также отличаются в стоимости.
А вот на чем категорически нельзя экономить, так это на материалах: сталь толщиной не меньше 2,5 мм, широкие бескамерные колеса, болты, шайбы, барашки – все, чтобы можно было закрутить-открутить в любых условиях без опасения «сорвать». На воде даже самая маленькая железка ждет своего момента, чтобы показать свой упрямый характер.
• Убрать шасси!
Об этом не любят говорить владельцы лодок с колесами, но ситуация, когда во время движения шасси не были убраны, весьма распространенная. Можно пройти в таком положении изрядное расстояние в глиссирующем режиме. При правильном крепеже и качестве никаких последствий такие нагрузки на технику не производят. Здесь вопрос касается только вашего престижа и самооценки, особенно, когда, конфуз происходит на людях – без юмора и шуток не обойдется.
Поднимать колеса, когда отходите от берега и опускать их заранее, когда причаливаете – дело привычки, которая приобретается со временем, вначале придется тренироваться.
А вот места поднятые колеса в лодке нисколько не занимают, поскольку висят за транцем над водой. При управлении мотором также не мешаются в любом из своих положений, разве что скорость снижается, если не поднять их (см. выше).
Достоинства • Простота установки
С местами крепления все просто. На надувных лодках единственное место, где можно закрепить колеса — это транец, он жесткий и через него проходит центр тяжести, что и позволяет в итоге катать вес в 100-300 кг в одиночку. Установка колес самостоятельно проста, но требует места (надо накачать лодку), инструмента с материалами (дрель, рулетка, ключи, герметик) и времени (10-20 минут, не считая сборку-разборку самой лодки). В сервисах эта процедура стоит от 600 рублей.
• Бережем здоровье и лодку
Установка шасси оправдана на любую, даже самую маленькую лодочку (от 2,8 м). Не говоря уже о крупных судах (от 3,6 м), где это скорее необходимость.
Во-первых, колеса сохранят вам здоровье, сорванная спина еще ни у кого не вызывала желания повторить «удовольствие». С колесами даже «неподъемный» вес можно быстро переместить на небольшие расстояния при минимальной нагрузке на мышцы и спину.
Во-вторых, лодка будет целее, срок ее службы увеличивается, так как исключен контакт кормовой части о камни и песок в момент, когда вытаскиваете лодку. Особенно это касается днища в районе транца, нагрузка на эту часть максимальная, защита (если она есть) и пвх-ткань со временем изнашиваются, влага проникает в транец и происходит его гниение, швы расклеиваются, а замена транца – это самая дорогая услуга в сервисах и самостоятельно вы ее не сделаете.
• Новые возможности
Транцевые колеса – это дополнительная мобильность. Допустим, у вас комплект: лодка 3.6 м + 10 (15) лс мотор. В одиночку с такой тяжело справится на берегу, а если у вас установлены колеса, то и без напарника вы можете отправиться в любой момент на рыбалку. И, разумеется, это комфорт, но комфорт с пользой, стоит раз попробовать и сомнений не будет.
Советы рыбаку: Удочка для морской рыбалки с лодки — Все нюансы
Автор: Алексей Лазарев Важно: Публикация материала допустима только при наличии прямой индексируемой ссылки на источник
Материал колес выбирается в зависимости от агрессивности воды водоема, в котором будет эксплуатироваться лодка с НДНД. Для использования шасси в морской воде лучше подойдут модели из нержавеющей стали. Любой другой материал быстро придет в негодность даже при незначительном повреждении их поверхности.
Изготовление транцевых колес своими руками
Размер конструкции должен соответствовать размеру лодки. Основная задача – сделать так, чтобы шасси не мешало маневренности плавсредства.
Для изготовления необходимо заготовить такие материалы и инструменты:
- Пару колес, диаметром 350 мм и шириной 60-80 мм.
- Профильную трубу, сечением 25х25 мм из нержавейки.
- Трубу подходящей толщины для монтажа колес.
- Крепежные элементы: гайки, болты, шайбы и т.д.
- Ножовку по металлу, электродрель, болгарку, гаечные ключи, плоскогубцы и т.д.
Этапы изготовления:
- Определяется место установки на транец квадратного профиля (чтобы не мешал работе двигателя).
- Отмеряют расстояние вниз, обращая внимание на то, что колеса должны быть установлены, чуть ниже нижнего края транца, взяв за основу радиус колес и добавив 5 см. Это самое оптимальное расположение колес, которое не повлияет на ходовые возможности плавсредства.
- Кронштейн, где устанавливаются колеса, может быть изготовлен как под прямым углом, так и под другим углом. Кронштейн под прямым углом наиболее предпочтительней, поскольку его монтаж занимает минимум времени. К тому же, этот элемент способен выдержать большие нагрузки.
Второй вариант, более технологичный, но и более оптимальный, так как колеса размещаются под днищем лодки и не мешают работе лодочного мотора.
Для этого отпиливается от профиля 4 отрезка нужной длины и с помощью сварки они крепятся к нижней части профиля. В трубках следует просверлить по сквозному отверстию, чтобы можно было зафиксировать кольца. Кроме этого, к внутренней части кольца трубки приваривается гайка необходимого диаметра, чтобы изделие не прижималось к крепежу.
С внешней стороны лучше установить пластиковые или резиновые пробки, чтобы внутрь не попадала вода.
В верхней части следует просверлить 2 сквозных отверстия, которые предусмотрены для монтажа шасси к транцу.
Две части крепления свариваются вместе. Угол между ними может быть 35-45 градусов, в противном случае концы подгоняются.
После этого, как произведены все подготовительные работы, шасси устанавливаются на трубки и зажимаются гайками с шайбами. Итак, приспособление готово к эксплуатации. Если нужно, то конструкцию можно покрасить. Если материал нержавейка, то в этом нет необходимости.
Чертеж
Элементы конструкции
Способы крепления
Возможно несколько вариантов крепления. При этом, следует придерживаться некоторых рекомендаций, таких как:
- Крепление помещается на транец и по отверстиям делаются отметки карандашом. После этого, строго по центру сверлятся отверстия нужного диаметра.
- Следующие действия аналогичные, но отверстия сверлятся на листе из прочного материала, такого как текстолит, алюминий или дюралюминий. Этот лист прикладывается к внутренней стороне транца и с помощью карандаша метятся отверстия, как и в предыдущем случае.
- Болты лучше устанавливать с внутренней стороны лодки, чтобы гайки оказались снаружи.
- Колеса крепятся с помощью болтов, гаек и шайб.
Некоторые рекомендации:
- Для удобства транспортировки желательно использовать транцевые колеса.
- Готовое изделие стоит больших (сравнительно) денег, поэтому, наилучший вариант – это сделать шасси самостоятельно. Во-первых, это недорого, а во-вторых, это интересно.
- Все крепежные элементы и детали приспособления должны быть сделаны из нержавейки. Но это идеальный вариант. Если такой возможности нет, то можно изготовить и из обычного металла, но тогда придется тщательно покрыть конструкцию краской или водостойким лаком.
- Устанавливать транцевые колеса следует очень внимательно, чтобы не повредить саму лодку. Ведь это очень дорогостоящая вещь, которую потом придется ремонтировать.