- 18 Февраля, 2019
- Законодательство
- Марина Лобачева
Лодка является ценным имуществом, которое должно быть правильно зарегистрировано на своего владельца. Процедура выполняется в специальной организации ГИМС, сведения о данном имуществе вносятся в реестр этого государственного учреждения. Но нередко люди, являющиеся владельцами лодки, не обладают какой-либо документацией на нее, с помощью которой можно подтвердить право собственности. Поэтому у них возникает вопрос: как поставить на учет лодку без документов. Процедура выполняется только в судебном порядке, так как придется в суде доказывать, что конкретный человек является владельцем плавательного средства.
Зачем нужна регистрация?
Перед тем как зарегистрировать лодку без документов в ГИМС, следует определиться с тем, для чего нужна официальная регистрация. Дело в том, что именно внесение нужных сведений в реестр является подтверждением того, что лодка принадлежит конкретному человеку. На каждом плавсредстве имеется индивидуальный номер, с помощью которого инспекторы смогут выявить владельца данного имущества.
Также с помощью этого номера определяются водоемы, в которых разрешено плавать, и фиксируется маршрут следования. Только при наличии регистрации обеспечивается контроль безопасного использования имущества. Государственные органы смогут предотвратить разные нарушения, связанные с использование лодок.
Нюансы регистрации
Перед тем как зарегистрировать лодку без документов, необходимо тщательно подготовиться к этому процессу. Владелец должен убедиться, что его имущество находится в рабочем состоянии, а также у него имеются нужные бумаги, с помощью которых он сможет подтвердить в суде, что лодка принадлежит ему.
Регистрация реализуется только после того, как имущество будет проверено инспекторами. Учитывается не только техническое состояние лодки, но и оснащенность ее дополнительным оборудованием. Не допускается регистрация плавсредств, при использовании которых образуются выбросы, превышающие установленный лимит. Дополнительно выполняется проверка на наличие допустимого шума в процессе использования мотора лодки.
При выдаче разрешения на использование лодки учитывается максимальная скорость плавсредства, реализуемые им маневры, правила размещения на причале, а также знания владельца относительно техники перемещения и безопасности на воде.
Процедура
Сам процесс постановки на учет проходит в два этапа. Это регистрация и техническое освидетельствование.
Регистрация — в ГИМС вы привозите документы и заполняете регистрационную карточку.
Внимание! Не забудьте оплатить государственную пошлину.
Техническое освидетельствование — вам потребуется, или отвезти маломерное судно в отделение ГИМС, или инспектор выезжает к вашей лодке. Там инспектор проведет полный осмотр, сначала на берегу, а потом на воде. Он сверит заводские номера (VIN) катера и мотора, а также проверит соответствие характеристики заявленным в паспорте, оценит состояние корпуса и двигателя, сверит комплектацию и оборудование по нормам, произведет испытания мореходных качеств. По завершению процедуры освидетельствования инспектор ставит судну оценку о его техническом состоянии. При получении маломерным судном оценки «годное», владельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании. Во время ТО маломерного судна хозяин сам обеспечивает спуск лодки на воду и его подъем из воды.
Лодки и катера, получившие оценку технического состояния, как «ограниченно годное», могут быть допущены к плаванию с ограничениями (например, район плавания). На судно, получившее оценку, как запрещенное к пользованию, составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию. Повторное техническое освидетельствование проводится заново. После этого документы (номера лодок, моторов), проверяются по базе данных, на момент угона. Тут процедура может затянуться. Смотрите пункт регламент.
Какие лодки подлежат обязательной регистрации?
Многие люди задумываются о том, как зарегистрировать лодку без документов. На учет нужно ставить только некоторые плавсредства, которые могут быть средними или малогабаритными. Они могут быть пластиковыми, полимерными, деревянными или металлическими. Использоваться такое имущество может для достижения разных целей. При определении того, какая лодка должна быть зарегистрирована в обязательном порядке, учитываются требования законодательства.
Обязательной регистрации подлежат плавсредства со следующими характеристиками:
- длина корпуса превышает 20 м;
- имеется больше 12 мест для перевозки пассажиров;
- масса лодки превышает 200 кг;
- установлен мотор с мощностью от 10,8 л. с.
Если будет использоваться лодка без предварительной регистрации, то это является нарушением законодательства, поэтому пользователь будет привлечен к административной ответственности.
Можно ли без прав и регистрации выходить на лодке на водоём?
С правами на лодку всё понятно — обучение и сдача экзаменов. Теория — 10 вопросов на компьютере и практика. При неудачной попытке, пересдача может быть только через 7 дней.
Вообще все плавсредства должны быть зарегистрированы. Это касается многих катеров, яхт, катамаранов, парусников и лодок с мотором (и даже на гидроцикл).
Необходимо пройти процедуру регистрации. Занимает она энное количество времени. На сегодня можно вызвать инспектора ГИМС к себе, но эта услуга платная (по-моему, час — 500 рублей).
Вся хитрость управления лодкой на воде без прав и регистрации
В законе (ФЗ №36) сказано:
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. (https://www.mchs.gov.ru/document/223866)
То есть если ваша лодка:
- общей максимальной массой меньше 200-от кило весу,
- и оснащена мотором мощностью менее 10 лошадей (по закону до 8 кВт — это до 10,8 л. с. — большинство представленных моторов до 10 л. с. — в 9,9 лошадок).
Тогда вам на законном основании не обязательно регистрировать лодку (маломерное судно) и не нужны права.
Хотя сам ГИМС рекомендует всё-таки зарегистрировать лодку во избежание недоразумений, если каким-то образом ваша лодка будет похищена или украдена.
Потому что полиция станет заниматься расследованием и поиском плавсредства при наличии документа собственности — а это судовой билет.
Советую посмотреть:
Что такое общая максимальная масса лодки и как считают ГИМС
С массой лодки до 200 кг среди владельцев маломерных судов — лодок ПВХ и резинок — существуют разногласия. Некоторые неправильно считают это значение в 200 кило.
Общая максимальная масса лодки — это масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак.
А суть в том, что ГИМС считает общий вес исходя из требований ГОСТа РИСО-8666-2012 (кому интересно — сюда — https://docs.cntd.ru/document/1200096280).
Что это означает?
А это значит, что вес лодки с мотором берётся не с тем, который в данный момент находится, а с тем, который максимально разрешенный и допустимый на конкретную лодку.
Допустим есть ПВХ лодка (условно) весом 30 кг с мотором в 5 лошадок, а по паспорту максимальное возможное значение мотора для такой лодки в 10 лошадей, то ГИМС будет считать вес именно с 10-ью л. с.
Так что будьте внимательнее! Это естественно несправедливо, но…
Хотя что-то они там говорили по поводу изменений, но в этом 2019 году пока ничего не слышно…
Когда не требуется регистрация?
Перед тем как оформить лодку без документов, следует убедиться в необходимости регистрации. В некоторых случаях не требуется ставить плавсредство на учет. Это относится к лодкам, обладающим следующими параметрами:
- масса не превышает 200 кг;
- в лодке менее 12 пассажирских мест;
- установлен мотор, мощность которого не превышает 10 л. с.;
- длина судна не превышает 20 м;
- предназначается плавсредство только для спорта, поэтому оно не оснащается местом для сна.
Если имеющееся судно соответствует вышеуказанным критериям, то нет необходимости обращаться в ГИМС для регистрации данного имущества.
Итоги
- Регистрации подлежат лодки, массой более 200 кг и с наличием двигателя больше 10 л. с.
- После регистрации необходимо проходить ТО.
- Если нет навыка управления моторными судами, необходимо пройти трехмесячные курсы в ГИМС, после чего выдается разрешение на управление маломерным судном.
- Не обязательно посещать курсы ГИМС по управлению мотором, можно написать соответствующее заявление и подготовится к экзаменам самостоятельно.
- Законом предусматривается установка мотора только на одно судно, для его замены или переустановки на другое, необходимо будет вносить изменения в судовой билет и корабельную книгу.
- Лодка ставится на учет по месту стоянки или проживания владельца.
- Согласно закону, на борту лодки должен быть судовой билет или его заверенная копия. При наличии мотора – разрешения на управление моторным плавательным средством. Разрешение на управление от владельца, если вы не хозяин лодки.
- Технический осмотр двигателя проходят только те плавательные средства, которые подлежат регистрированию.
- Технический осмотр должен проводиться раз в пять лет с того периода как судно поставлено на учет.
- После дополнения закона в 2012 году, некоторые маломерные суда не подлежат обязательной регистрации, если они были внесены в реестр ранее, стоит их снять с учета, дабы освободиться от транспортного налога.
primanki.com
Как выполняется регистрация?
Если у человека имеются документы на лодку, то процесс регистрации считается достаточно простым. Для этого выполняются следующие действия:
- составляется заявление по форме ГИМС;
- подготавливается документация, с помощью которой владелец плавсредства сможет подтвердить, что он является собственником лодки, а также само имущество соответствует многочисленным требованиям законодательства;
- лодка передается для изучения инспекторам, которые должны убедиться, что она действительно может использоваться без нанесения вреда окружающей среде или гражданам;
- выносится положительное решение, на основании которого вносятся изменения в реестр ГИМС;
- если решение является отрицательным, то обычно требуется внести какие-либо изменения в заявление или донести те или иные документы, после чего осуществляется постановка лодки на учет.
После регистрации владелец имущества получает специальный судовой билет, а его лодке присваивается индивидуальный номер. Но наиболее часто возникает вопрос о том, как поставить на учет лодку без документов. Данное имущество может перейти от умерших родственников, у которых не было никакой документации на судно. Процедура считается сложной, так как придется доказывать свое право на это плавсредство в суде.
Какие документы выдают после регистрации
Итогом постановки лодки на учет будет выдача бортовых номеров в количестве двух штук, регистрационное свидетельство и акт технического осмотра. Свидетельство является документом, дающим разрешение на использование ПВХ лодки на внутренних акваториях России.
Судовой билет является бумагой, подтверждающим право собственности на плавсредство. В нем указаны технические параметры маломерного судна, бортовые номера и сведения о прохождении технического осмотра.
Нарушение вышеуказанных требования влекут за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей. Если ваша лодка имеет вес со снаряжением менее 200 килограмм и оснащена мотором мощность которого менее 10,8 лошадиных сил, то судно можно не регистрировать.
Прохождение технического осмотра
Перед тем как зарегистрировать лодку в ГИМС без документов, необходимо пройти техосмотр, подтверждающий, что это имущество может использоваться для плавания и перевозки людей. Без протокола осмотра суд не примет исковое заявление.
Во время проведения техосмотра учитываются следующие моменты:
- двигатель должен отвечать многочисленным стандартам ГИМС, так как только в этом случае можно безопасно пользоваться судном;
- эксперты проверяют все документы, имеющиеся на имущество, а также изучают предметы, которыми оно укомплектовано;
- важно убедиться в безопасности использования судна;
- осматривается плавсредство в собранном виде;
- непременно в нем должны иметься весла, якорь, фонари, сигнальные огни, аптечка, спасательный круг, буксировочный канат, ведра, инструменты для ремонта и огнетушитель.
В конце выдается специальный отчет, который необходим для регистрации судна.
Когда еще нужен техосмотр?
Владелец судна должен учитывать, что если лодка применяется регулярно для разных целей, то требуется проводить ежегодный осмотр в весеннее время. Он позволить убедиться в оптимальной комплектации оборудования, а также в безопасности его использования.
Для прохождения техосмотра у владельца лодки должен иметься паспорт, а также документы на судно. Некоторые организации предлагают технический осмотр даже при отсутствии у гражданина какой-либо документации на лодку.
Документы
Перечень документов, необходимых для регистрации гребной, моторной лодки, катера, водного мотоцикла (гидроцикла), надувной лодки ПВХ, лодки самостоятельной постройки.
Внимание! Помните, при покупке новой лодки (до 6 метров), требуйте от продавца сертификат соответствия! Иначе вы лодку на учет не поставите.
На лодки более 6 метров сертификат не требуется.
Документы необходимые для регистрации маломерных судов физическому лицу:
- Копия гражданского паспорта.
- Копия свидетельства о присвоении ИНН.
- Балансовая справка с указанием наименования, типа и модели судна/двигателя, заводских номеров судна/двигателя, стоимостью и местом приобретения.
- Документы подтверждающие право собственности на судно (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт).
- Руководство по эксплуатации судна (технический паспорт судна, заверенный надлежащим образом печатью и подписью должностного лица продавца).
- Документы подтверждающие право собственности на двигатель (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт).
- Руководство по эксплуатации двигателя (технический паспорт на двигатель, заверенный надлежащим образом печатью и подписью должностного лица продавца).
Документы необходимые для регистрации маломерных судов юридическому лицу:
- Подлинники и копии учредительных документов, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица и постановки на учет в ИМНС.
- Справку юридического лица о наличии на его балансе регистрируемого судна/двигателя.
- Копию приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна.
- Документы подтверждающие право собственности на судно (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт).
- Руководство по эксплуатации судна (технический паспорт судна, заверенный надлежащим образом печатью и подписью должностного лица продавца).
- Документы подтверждающие право собственности на двигатель (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт).
- Руководство по эксплуатации двигателя (технический паспорт на двигатель, заверенный надлежащим образом печатью и подписью должностного лица продавца).
- Приказ о назначении ответственного лица за эксплуатацию судна.
- Надлежащим образом оформленную доверенность на сотрудника нашей компании, который будет представлять ваши интересы во всех государственных и коммерческих учреждениях, и совершать все необходимые для исполнения поручения действия.
Как поставить на учет лодку без документов?
Если у фактического владельца судна по разным причинам отсутствует документация на плавсредство, то он все равно может его зарегистрировать, но процесс значительно осложняется. Можно ли поставить на учет лодку без документов? Это возможно, но только в судебном порядке.
Оформление лодки без документов выполняется согласно следующей последовательности действий:
- первоначально составляется заявление, которое передается в отделение ГИМС;
- в этом заявлении указывается просьба поставить судно на учет, а также приводится информация о технических характеристиках плавательного средства;
- на основании требований законодательства сотрудники ГИМС будут вынуждены составить официальный отказ, так как по норме регистрация маломерных лодок может выполняться только при наличии нужного пакета документов;
- оспорить отрицательное решение ГИМС можно только путем подачи искового заявления в суд;
- обращаться нужно в районный суд по месту прописки владельца судна;
- в заявлении указывается необходимость регистрации лодки, а также приводятся основания для постановки на учет, представляются доказательством того, что имущество действительно принадлежит истцу;
- уплачивается государственная пошлина за подачу иска;
- проводится судебное заседание, на котором оцениваются все доказательства, представленные истцом, причем они должны подтверждать, что действительно гражданин имеет право оформить лодку на себя в ГИМС;
- если суд принимает положительное решение, то истец получает решение суда, которое далее передается в ГИМС и выступает в качестве правоустанавливающей документации, поэтому никаких других специфических документов подготавливать не придется;
- дополнительно придется передать отчет о проведенном техосмотре и некоторые другие бумаги.
За счет необходимости проведения судебного разбирательства процесс оформления судна значительно усложняется, а также занимает много времени. Можно ли зарегистрировать лодку без документов? Если выполнить все описанные выше действия и соблюсти многочисленные условия, то судно будет правильно зарегистрировано.
Документы для регистрации в ГИМС лодок ПВХ
Между регистрацией судов юридическими и физическими лицами есть отличия. Для регистрации судов физическими лицами (частными владельцами) необходим следующий пакет документов:
- Заявление о регистрации судна (форму можно найти на https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MCHS-Rossii-ot-24.06.2016-N-339/или на других сайтах ГИМС).
- Документ, подтверждающий личность подавшего заявление (паспорт гражданина иного государства, удостоверение беженца или лица, не имеющего гражданства,вид на жительство и др.).
- Доверенность от собственника судна (в случае необходимости, когда собственник перепоручает регистрацию или право на использование судна другому лицу).
- Документы, которые подтверждают собственность заявителя на судно или изменение собственности (судовой билет, свидетельство о наследстве, решение суда, договор и др.).
- Документ, по которому возможно определить категорию сложности района плавания судна (судовой билет или другое письменное свидетельство с указанием тактико-технических характеристик судна).
- Документ, подтверждающий, что маломерное судно исключено из реестра иного государства (в случае необходимости).
- Документ, указывающий, что заявитель зарегистрирован в конкретном регионе России (свидетельство о регистрации на территории РФ или паспорт гражданина РФ).
Информация об обосновывающих необходимость регистрации судна документах указывается в заявлении.
Кроме вышеперечисленных документов, для ускорения процедуры регистрации лодки ПВХ в ГИМС, желательно представить:
- документ, удостоверяющий оплату государственной пошлины за проведение услуги регистрации (200 руб.);
- документ о том, что заявитель – налогоплательщик РФ и не имеет задолженностей;
- декларацию или выписку из нее, в случае ввоза судна из-за границы;
- заключение по освидетельствованию маломерных судов.
Последние документы могут быть получены регистрирующими органами из электронных баз муниципальных платежей, таможенной службы и МЧС, но на это будет потрачено дополнительное время.
Требуется ли регистрация для лодки ПВХ?
Если у человека имеется какое-либо плавсредство, то у него может возникнуть вопрос о том, можно ли поставить на учет лодку без документов. Первоначально следует убедиться в необходимости данного действия.
Если у гражданина имеется лодка, сделанная из поливинилхлорида, то на основании положений Приказа МЧС № 500 обычно не требуется вносить информацию о данном имуществе в реестр. Это обусловлено тем, что такая лодка часто весит меньше 200 кг, поэтому разрешается не ставить ее на учет. Но эти правила действуют исключительно при использовании данного судна во внутренних водах России. Если планируется перемещение вдоль рек, которые находятся рядом с границами других государств, а также по закрытым водам, то даже при использовании надувных лодок придется пройти процедуру регистрации.
Обязательно ставятся на учет судна из ПВХ, которые по весу превышают 200 кг или оснащаются двигателем, мощность которого превышает 10 л. с.
Какую надувную лодку из ПВХ надо регистрировать?
Опираясь на требования вышеназванного закона РФ, регистрации подлежат надувные лодки из ПВХ, масса которых превышает 200 килограмм и мощность двигателя выше 10 л/с.
Обязательной регистрации подлежат лодки массой свыше 200 кг без двигателя или с двигателем мощностью менее 10 л/с, а также, лодки массой менее 200 килограмм, но с двигателем мощностью свыше 8 кВт(10 л/с).
Незначительные расхождения имеются в методах определения массы лодки. Закон утверждает, что масса лодки определяется путем взвешивания ее с мотором.
Два рыболова-любителя на лодке ПВХYukona, массой 150 килограмм с мотором мощностью 15 л/с,вышлина водоем половить рыбы. На водоеме они встретились с инспекторами ГИМС.
Проверив документы на лодку и мотор, инспектора определи незаконность эксплуатации надувной лодки. Она была не зарегистрирована.
Учитывая то, что рыбаки попались с нарушением первый раз и проявили обыкновенное непонимание требований закона РФ, инспектора наказывать виновных не стали, но обязали в 10-дневный срок прибыть в ГИМС и зарегистрировать судно, или сменить мотор на другой, с меньшей мощностью.
Что необходимо для регистрации лодки ПВХ
Купив надувную лодку из ПВХ и мотор общей массой 300 килограмм, необходимо:
- В 10-дневный срок прибыть в ГИМС.
- Представить в инспекцию следующие документы:
— договор купли-продажи лодки;
— товарный чек, если лодка куплена в магазине;
— техническую документацию на лодку и мотор;
— удостоверение личности владельца лодки;
— квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
- Получить в инспекции и заполнить:
— бланк заявления о постановке на учет надувной лодки.
- В назначенный срок прибыть в ГИМС и получить судовой билет. В нем указан регистрационный номер лодки, который должен быть нанесен на оба борта лодки. В судовом билете содержится информация о судне, моторное оно или нет, его номера, технические характеристики.
Для управления всеми судами, подлежащими регистрации, требуется удостоверение на право управления судном. Его можно получить в отделении ГИМС или на частных курсах по управлению судном. Стоимость курсов различная в каждом регионе страны.
Условия регистрации лодок из ПФХ
Представляя лодку ПВХ на регистрацию, она должна быть, накачана и укомплектована всеми необходимыми принадлежностями и отвечать следующим условиям:
- технически исправна;
- соответствовать документации;
- соответствие Ф. И. О. владельца, отображенных в справке-счете или договоре купли-продажи, паспортным данным владельца;
- комплектация лодки должна соответствовать требованиям закона РФ.
В моторной лодке должны быть:
- буксирно-швартовый канат – 1;
- отпорный крюк – 1;
- спасательный круг – 1;
- весла – 2;
- спасательные жилеты – на каждого пассажира;
- ведро с черпаком – 1;
- ремонтная аптечка – 1;
- медицинская аптечка – 1;
- звукосигнальное устройство – 1;
- ракеты бедствия парашютные – 2.
Сроки регистрации
Перед тем как поставить лодку на учет без документов, следует разобраться в особенностях данного процесса. Он должен реализоваться в течение 10 дней после приобретения или получения судна на основании безвозмездной сделки. Если нарушаются данные сроки, то это может стать основанием для привлечения нарушителя к ответственности.
Сама процедура регистрации является простой, поэтому если предварительно пройти техосмотр и устранить все выявленные нарушения, то информация о судне вносится в реестр в течение нескольких дней. После этого владелец данного плавательного средства может получить документ, подтверждающий постановку лодки на учет.
Изменения правил ГИМС для маломерных судов
В прошлом году многие средства массой информации упоминают о том, что МЧС ведет работу над новым проектом. Предполагалось, что изменят не только понятие «Маломерное судно», но требования к ним. Однако прошло более одного года, но нового закона пока не появилось. Разработка до сих пор продолжается, скорее всего, в силу правила вступят в 2021 году. Самое время вспомнить о всех нововведениях, которые были введены не более двух лет назад, ведь они остаются действительными.
Основные отличия от прошлых правил
От правил в редакции 2021 года есть некоторые отличия, касающиеся порядка регистрации, вида номерного знака, сроков оказания услуги и государственной пошлины. Внесены и другие изменения, но обо всем по порядку:
- Регистрация. Ранее зарегистрировать маломерное судно было возможно только по месту регистрации владельца. Сейчас допустимо поставить катер на учет по адресу пребывания собственника в любом подразделении ГИМС.
- Номерные знаки. До 2021 года номер состоял из 7 знаков. С 2017 года он содержит 11 символов: две буквы, 4 цифры, надпись RUS и регион. Как и до этого, наносится в одну строку на оба борта.
- Флаг России. Несколько лет назад изображение российского флага рядом с номером было желанием судоводителя, теперь же — это обязанность.
- Сроки. До 2021 года срок предоставления госуслуги был три рабочих дня, в течение которых можно было либо пройти регистрацию, либо получить отказ. На сегодня срок с момента подачи заявления до получения результата составляет также три дня, но при выявлении причин для отказа может быть продлен до 30 рабочих дней.
- Причины для отказа в регистрации. К правилам, которые действовали до 2021 года, добавлено несколько пунктов. В постановлении транспорта на учет может быть отказано, если отсутствует заводская маркировка (либо изменена) или заявитель не явился в ГИМС в течение одного месяца. Кроме того, отказано будет в регистрации лодок, которые числятся пропавшими.
Читайте Ловля на боковой кивок летом и оснастка снасти